четверг, 18 февраля 2010 г.

Король непризнанного царства

— Некоторые ученые полагают, что сету имеют древнюю прибалтийско–финскую этническую основу, — говорит Нина Юрисаар–Петрова. — Более 500 лет мой народ проживал на юго–востоке Эстонии (вернее, той территории, которая потом стала называться Эстонией) и землях вокруг Псково–Печорского монастыря. Территория сету входила в Российскую империю, затем — в довоенную Эстонскую Республику, так как к ней, по Тартускому мирному договору 1920 года, отошла часть нынешней Псковской области вместе с жившими там сету. Граница по нашей земле пролегла лишь в 1991 году, когда Эстония вышла из состава СССР. Теперь мой народ, проживающий в Псковской области, называется сету, а в Тарту — сето.

Между прочим, на юго–востоке Эстонии у нас есть и свое, хоть и не признанное на государственном уровне, королевство в районе Вярстка. Короля (он вроде главы всей эстонско–псковской общины сету) мы выбираем раз в год во время больших народных гуляний. Претенденты на престол должны состязаться в эрудиции, силе и ловкости.

Во время праздника (это слово на языке сету — "кермаш") музыканты играют на каннеле — инструменте, отдаленно напоминающем славянские гусли. В 1904 году в издании Финляндского литературного общества вышел трехтомник сетувских народных песен "Две струны старого каннеля". Это самый большой труд, лучше которого не создали и по сей день, — подчеркивает собеседница.

Представители сету и поныне живут в уникальной этнокультурной зоне. Их язык близок эстонскому (точнее — древнеэстонскому), письменность русская. Печально, правда, что язык постепенно забывается, поскольку в школах (как псковских, так и тартуских) он не преподается, люди его передают лишь в семьях, от родителей детям. Хотя сейчас в Псковской области активно обсуждается на уровне администрации вопрос создания словаря языка сету и уже готовится азбука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий